Архитектура Византии

Эпоха византийского государства начинается в конце IV столетия, после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в восточную греческую часть, с новым политическим и экономическим центром в столице — Константинополь.

Византийская архитектура синтезировала восточные, античные традиции и культурные достижения завоеванных народов и влияние византийской культуры в течение тысячи лет распространялось на огромной территории.

История архитектуры Византии включает три периода:

  • ранневизантийский (V—VIII вв.),
  • средневизантийский (VIII—XIII вв.) и
  • поздневизантийский (XIII—XV вв.).

Византийская архитектура тесно связана с формированием романского стиля. Именно в романском периоде создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологической основой стиля. Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции отдельных народов.

Первый период был временем высшего расцвета Византии особенно время царствования Юстиниана (20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики. Примерно до конца VIII в. Византия оставалась главной хранительницей традиций европейской цивилизации.

Ранневизантийский период характеризуется становлением купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий: купольная базилика, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольная система. Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода является конструктивным достижением византийской архитектуры. Паруса, известные еще со времен поздней античности, представляющие собой треугольные фрагменты сферической поверхности, нижний угол которых продолжался внизу опорным столбом, а верхняя дуга составляет часть окружности, лежавшей в основании купола. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.

Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах, освободить интерьер зданий от громоздких стен и расширить внутреннее пространство. Расширению пространства интерьера способствовал также прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы. Взаимное уравновешивание сводов — выдающееся достижение византийской архитектуры.

Как особый тип архитектурных комплексов строятся монастыри. Наиболее своеобразны загородные монастыри, которые располагались чаще всего на возвышенном месте и представляли собой гармонически согласованные пространственные ансамбли, обнесенные стенами, внутри которых размещались жилые и хозяйственные постройки для монахов, сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание — церковь.

Стены зданий и сооружений обычно складывались из кирпича или тесаного камня: из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями.

Рис. 1. Храм святой Софии в Константинополе

В эту эпоху, при императоре Юстиниане в 532–537, был сооружен Храм св. Софии Константинопольской по проекту архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Неф храма перекрыт куполом на парусах, к которому с востока и запада примыкают полукупола; с южной и северной сторон купол опирается на широкие арки, часть нагрузки переносится на мощные контрфорсы, приставленные к стене снаружи. Боковые нефы с галереями окружают центральный зал. Как и в раннехристианских базиликах, пышность интерьера здесь резко контрастирует со скромностью наружных стен. В равеннской церкви Сан Витале купол на парусах покоится на восьми столбах. Центральный объем храма, имеющего в плане восьмигранник, окружают сводчатые галереи.

В средне-византийский период, при Македонской династии в IX – первой половине XI вв, крестово-купольная система храмов получила дальнейшее развитие. В этот период происходит становление крестовокупольного типа культового здания, в частности, появилась такая разновидность, как храм на четырех колоннах (или храм типа вписанного креста). Центральный купол возводится на пересечении рукавов креста, перекрытых цилиндрическими сводами, над углами квадрата обычно устраиваются маленькие крестовые своды. Такие здания имели, как правило, небольшие размеры.

Рис. 2. Формирование византийских систем перекрытий:
а — римский крестовый свод;
б — вспарушенный свод на четырех опорах;
в — вспарушенный свод на восьми опорах;
г — купол на парусах;
д — купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами;
е — крестовокупольная система перекрытия.

Пример церковной постройки этого типа – Храм Малой Митрополии в Афинах (12в.). Центральный купол на барабане высоко поднят над массивом сооружения, а ленты рельефов и скульптурных вставок оживляют поверхность наружных стен. В эту эпоху был построен собор Сан Марко в Венеции. Его план представляет собой четырехконечный, равносторонний греческий крест. Интерьер и фасад богато украшены мраморной инкрустацией и мозаиками.

Средневизантийский период истории и культуры завершается в 1204, захватом Константинополя крестоносцами – участниками 4-го крестового похода. После этого потрясения Византия так и не смогла полностью восстановить свои силы.

Позднеевизантийский период характерезуется отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры. К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. В 13–14 вв. на Балканах строится немало церквей, как правило, небольших по размерам и с незначительными различиями в плане, похожих на башенку, за счет купола, поднятого на высокий барабан. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.

В 1453 Константинополь был захвачен турками и его тысячелетняя история закончилась. С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, — их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.

В истории существования византийской культуры начался новый период, называемый поствизантийским, который получил свое развитие на Балканах, Кипре, в России.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние — на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

1 comment / Add your comment below

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.